Среда
15.05.2024
20:11
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Здоровье и физическая культура
Главная Регистрация Вход
Каталог материалов »
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [5]
Здоровьесбережение в учебно-воспитательном процессе школы [8]
Учебный курс "Основы здоровья" [6]
Физическое воспитание школьников [33]
Спортивная жизнь школьников [10]
Начальная военная и медико-санитарная подготовка [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Учебный курс "Основы здоровья"

Метод рекомендации по предмету ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
[ Скачать с сервера (59.0 Kb) ] 26.08.2015, 20:59

 

 Метод рекомендации по предмету  ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   В современных условиях на человека  действуют факторы, которые  оказывают негативное  влияние  на его  жизнь и здоровье. Усиление внимания к этим вопросам вызывает осознание того, что каждый человек должен  жить в здоровом и  безопасном  обществе.

      Работу по воспитанию у детей  безопасного поведения необходимо начинать в дошкольном возрасте. В  дошкольных заведениях воспитатели должны показывать и обучать детей правильному поведению  с незнакомыми  животными (насекомыми), в парках, на улицах, в транспорте, заведениях торговли, на кухне, с электрическим током и т. д. Эту работу необходимо вести систематически и целенаправленно. В предыдущие годы в школах было организовано изучение учащимися предмета «Основы здоровья». Однако этот курс не полностью отвечает требованиям современной ситуации, поэтому возникла необходимость введения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в среднем звене  вместо курса «Основы здоровья».

             Предмет ОБЖ вводится в 5-8 классах и изучается по  программе «Основы безопасности  жизнедеятельности. 5-8 классы», разработанной творческой группой учителей в 2015 году  в соответствии с Законом ДНР «Об образовании» (19.06.2015 г.), Государственным образовательным стандартом основного общего образования на  2015-2017 г.г. (приказ МОН ДНР от 17.07.2015 г. № 327), базисным учебным планом  (приказ МОН ДНР от 16.07.2015 г. № 314) . Курс читается в течении  всего учебного года в каждом классе по 0,5 часа в неделю. Допускается чтение предмета по  1 часу через неделю. В целом  на изучение предмета ОБЖ в каждом классе отводится  по 17 часов на учебный год. Новый общеобразовательный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» вводится одновременно во всех 5-8классах. В программе учтены вопросы, которые изучались в курсе «Основы здоровья». Поэтому переход будет пройден без проблем.

        Требования к преподаванию предмета ОБЖ:

·        курс  изучается во всех типах и видах учебных заведений;

·        к преподаванию предмета допускаются учителя, которые имеют образование по ОБЖ, учителя трудового обучения (общетехнических дисциплин), биологии  и начальной военной подготовки;

·        запрещается часы предмета использовать для дополнительной нагрузки  учителей – предметников или классных руководителей.

Под безопасностью жизнедеятельности человека понимается характеристика условий существования человека в определенном месте его пребывания, отражающая сбалансированность между действиями факторов, угрожающих жизни человека или его здоровью, и таких, которые предотвращают  их последствия. Объективное наличие факторов - "угроз" (или возможность их проявления) обычно сопровождается развитием состояния тревожности личности, но эта тревога является следствием не только угрозы физической жизни определенного лица. Согласно выводам экспертов ООН для большинства людей на Земле ощущение безопасности связано именно с проблемами повседневной жизни (защита жилья, здоровья, рабочего места, благосостояния и т.д.), а не опасениями глобальных катастроф или международных конфликтов.

Объектом образовательного предмета «Основы  безопасности жизнедеятельности человека»   является безопасность жизни и здоровья человека как явление, а предметом - модели безопасности. Реализация в школе предмета  ОБЖ - это общеобразовательный  процесс, имеющий целью приобретение учащимися знаний и умений, которые способствуют корректировке отношения и поведения человека к собственной безопасности и его окружению, развивает практические умения по самозащите в условиях возрастающей  психологической нагрузки. Таким образом, учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности"  - неотъемлемая составляющая гражданского образования в широком смысле этого понятия.

Место предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе общего среднего образования и его цель.

Ни один человек не может постоянно и безошибочно выполнять свои функции в процессе обучения, труда,  отдыха. К тому же следует учитывать ситуативность безопасности. Действия, в одних условиях приводят к положительному результату, в других могут оказаться неблагоприятными. Ученики должны научиться пользоваться моделями безопасности, а именно: определять приближающуюся опасность или уже возникшую; анализировать уровень опасности, принимать правильное решение в отношении её и сознательно действовать, чтобы предотвратить опасность или уменьшить её последствия. Поэтому целью предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» является:

• формирование у учащихся необходимых составляющих индивидуальной защищенности человека, а именно: психологической готовности адекватно действовать в случае приближения или возникновения опасностей, умений и навыков сознательного принятия решений;

• осознание своих прав и обязанностей по отношению к собственному здоровью, здоровью окружающих, оказанию  доврачебной   помощи;

• обучение учащихся  по вопросам сохранения природы ,видения и анализа целостной картины опасностей (опасности), связанных с окружающей средой.

Таким образом, содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на подготовку ребенка к осознанному осмыслению его поведения и активного участия в обеспечении полноценной жизни в системе «Человек. Жизненная среда ».

                       Содержание и структура программы.

Структура программы состоит из пояснительной записки, тематического плана, программы, в которой перечислены требования к знаниям и умениям учащихся, списка рекомендованной литературы. В пояснительной записке изложены критерии оценивания учебных достижений учащихся. Программа имеет практическое направление и построена на основе интеграции теоретических и практических знаний, которые получают ученики при изучении школьных учебных дисциплин (биологии, физики, химии, физкультуры, трудового обучения, правоведения и т.п.) и приобретенного жизненного опыта соответственно их возраста, психофизического состояния.

Программа имеет несколько  содержательных линий, которые формируют:

• модели безопасности при возникновении бытовых, природных,   техногенных чрезвычайных ситуаций;

•  сознательную гражданскую позицию об опасностях, приводящих к нарушению прав человека;

•      здоровый образ жизни;

•      навыки профилактики заболеваний и доврачебной помощи.

         Наряду с теоретическими знаниями необходимыми и обязательными являются практические умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся. При изучении курса ОБЖ необходимо обратить особое внимание на практическую направленность предмета. В основу проведения уроков должна быть положена активная умственная и физическая деятельность учащихся. На уроках при моделировании опасных ситуаций необходимо учить определять опасность и уровень ее угрозы, анализировать опасные ситуации, знакомить с типичными примерами выхода из них, критически оценивать личностные психологические и физические возможности. Учебная ситуация, созданная на уроке, должно побуждать учащихся к действиям, которые обязательно регулируются учителем. Поэтому уроки могут проводиться в кабинетах НВП, на улицах, дорогах,  в классных комнатах, на природе, в спортивном зале и т.д. Рекомендуется  приглашать для проведения  уроков медицинских работников, сотрудников  ГАИ, МЧС  и других специалистов.

Содержание программы  в 5-8 классах разделено  на несколько разделов  в каждом классе. Учителю нужно конструировать уроки таким образом, чтобы сформировать у учащихся понятие об опасностях, выработать у учащихся умения и навыки предостережения и разумного поведения в типичных опасных ситуациях и стереотипно закрепить их на долгое время. Учителю следует уделить особое внимание выработке практических навыков учащихся в оказании доврачебной помощи, его безопасного поведения  как пассажира и водителя двухколесного транспортного средства, поведения в толпе, при различных видах чрезвычайных ситуаций и т.д. Таким образом, все формы и методы обучения, используемые учителем на уроках, должны быть направлены на формирование модели безопасности в чрезвычайных ситуациях в быту, на улице, в школе, транспорте, лесу, на воде, в общественных местах и ​​тому подобное.

   В процессе подготовки к урокам учителю необходимо учитывать знания, полученные учащимися при изучении других предметов. Целесообразно дополнить изучение курса ОБЖ системой воспитательных мероприятий, классных часов и внешкольной работой. Предлагаемая литература по проведению уроков ОБЖ является ориентировочной ,при этом сам учитель может находить дополнительный материал в любой литературе, сети ИНТЕРНЕТ, консультироваться со специалистами. Учащиеся на уроке должны иметь рабочую тетрадь, в которой записывают некоторые данные по изучаемой теме. Написание конспектов на протяжении  всего урока категорически запрещено! Домашние задания задаются только теоретического характера.

            Оценивание учебных достижений учащихся.

Оценивание должно основываться на положительном принципе, что предусматривают критерии оценивания  учебных достижений учащихся. Критерии оценивания учебных достижений перечислены в пояснительной записке программы и все отметки являются положительными.            Особенностью предмета является  полная  направленность на ежедневное использование  полученных знаний, умений  в личной жизни.  Главное внимание должно уделяться определению  уровней умений и привычек учащихся, поэтому  учителям целесообразно  моделировать теоретические и практические ситуации, во время которых учащиеся  используют свои знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

          При введении предмета ОБЖ рекомендуем:

1.       Отделам образования:

·        организовывать повышение уровня профессионального мастерства   учителей ОБЖ;

·        запланировать проведение массовых мероприятий с учащимися (конкурсы, викторины, соревнования, смотры  и т. д.) с приглашением сотрудников ГАИ, пожарной охраны, врачей, МЧС.

2.  Методическим  службам, руководителям МО обратить внимание на:

·        разработку методических материалов по предмету ОБЖ;

·        организацию самообразовательной  деятельности учителей и учащихся;

·        практическое  внедрение педагогических инноваций и технологий обучения;

·        планирование  работы методических объединений  учителей, предусматривая активные формы работы;

·        отслеживание учебных достижений учащихся по  предмету ОБЖ.

3.  Учителям ОБЖ:

·        разрабатывать и накапливать дидактические материалы;

·        внедрять активные методы работы на уроках;

·        отрабатывать или моделировать ситуации, приближенные к реальным.

 

 

 

Рекомендуемая литература

Учебники:

1.     Воронцова Т.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 5класс / Воронцова Т.В., Мацебула Н.В., Репик И.А. – К.:  Алатон, 2000 .

2.     Воронцова Т.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 6класс / Воронцова Т.В., Мацебула Н.В., Репик И.А. – К.:  Алатон, 2001 .

3.     Воронцова Т.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 7класс / Воронцова Т.В., Мацебула Н.В., Репик И.А. – К.:  Алатон, 2002

4.     Воронцова Т.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8класс / Воронцова Т.В., Мацебула Н.В., Репик И.А. – К.:  Алатон, 2003

 

Дополнительная литература:

1.     Основи безпеки життєдіяльності: навч.-методич. посібник для вчителів /  Пустовіт та ін. –  К.:. Алатон, 2001.

2.     Гірна , В.Я Основи безпеки життєдіяльності: навч. посібник / В.Я. Гірна. -  К.: Афіша, 2002.

 

 

Зав. отделом технологий                       В.Ф. Скляр

Методист отдела технологий                И.Г.Беликова

Категория: Учебный курс "Основы здоровья" | Добавил: Анна
Просмотров: 699 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Snow

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz